Приоритетное направление деятельности нашего детского сада МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» является — «ПиктоМир» — основа алгоритмизации.
В течение трех лет детский сад реализует программу «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», мы обогатили развивающую среду, приобрели определенный опыт, педагоги прошли курсы повышения квалификации по данной теме. Дошкольное образовательное учреждение выбрало трехлетний курс «Алгоритмика. Старт» (4-7 лет). Педагоги на своих занятиях активно используют робототехнические наборы «Робомышь» и «Matatalab».
Опыт работы педагогов МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» опубликованы в научно-популярном и методическом журнале «Обруч» (№ 2, 2023 г.) и в сборнике Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС (материалы X заочной Всероссийской научно-практической конференции, 25 мая 2023 года).
Статья: «ПиктоМир — свободная игра»
Методические продукты по реализации приоритетного направления «ПиктоМир» — основа алгоритмизации
Буклет для родителей: Что такое «ПиктоМир»?
Цифровая образовательная среда в МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска»
25 сентября 2024 года в детском саду прошел семинар-практикум «Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей дошкольного возраста»
В рамках методического интенсива «Креативные технологии в дошкольном образовании» для работников системы образования г. Челябинска был организован семинар-практикум. В мероприятии приняли участие 28 педагогов из дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска (воспитатели, старшие воспитатели, учителя-логопеды).
Работа на семинаре — практикуме проходила с элементами игры, практических заданий. Педагоги познакомили участников семинара с играми по ТРИЗ, помогли найти серединку, убрать половинку с помощью игры «Да-нетка» (Хаерзаманова О.В., Риттер О.А.). Ольга Алексеевна рассказала секреты кодировки текста, Наталья Александровна. объяснила, как играть с детьми старшего дошкольного возраста в «Эвроритм» или «Волшебные этажи», Полина Станиславовна раскрыла секрет «Волшебников» или как в работе использовать «Приемы фантазирования».
24 и 27 марта 2023 года в детском саду состоялся «Профессиональный визит»
В рамках «Профессионального визита» для работников системы образования Челябинской области был проведен семинар-практикум «Формирование у дошкольников критического мышления средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ». В мероприятии приняли участие 84 педагога из дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска и Челябинской области (воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи), интересующиеся применением ТРИЗ-технологии в образовательном процессе ДОУ.
Визитеры приняли участие в работе «Педагогической карусели», где для воспитателей и учителей-логопедов были представлены мастер-классы педагогами МАДОУ «Детский сад № 453 г. Челябинска» по вопросам развития у детей дошкольного возраста критического мышления и творческого воображения.
Работа на семинаре — практикуме была организована с использованием – флипчартов, что позволило выступающим быть убедительными и понятными с помощью простой визуализации того, о чем они говорят. Такая форма работы позволила более эффективно включать участников педагогической мастерской в происходящий процесс, акцентировать внимание участников профессионального визита на наиболее актуальных моментах развития детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ — технологии.
Как ТРИЗ подружился с говорящей средой»
18-19 января 2023 года в детском саду прошла управленческая стажировка «Я выбираю субъектный подход»
Детский сад встречал пермских заведующих. Мы познакомили гостей с субъектным ТРИЗОМ и обучением в движении. Наши педагоги показали занятия, познакомили с практиками, поучаствовали в обсуждении «Вопрос-ответ». Программа двух дней была интересной, насыщенной и познавательной.
Программа управленческой стажировки «Я выбираю субъектный подход»
Буклет управленческой стажировки
21 апреля 2022 года в детском саду состоялся «Профессиональный визит»
В рамках «Профессионального визита» для педагогических работников системы образования Челябинской области прошел областной семинар-практикум на базе нашего детского сада «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
Заместитель заведующего по ВМР Тутынина Татьяна Владимировна представила опыт работы, рассмотрели вопросы по реализации программы «ПиктоМир». Заместитель заведующего по ВМР Горячева Наталья Владимировна познакомила гостей с инновационной деятельностью в детском саду.
Воспитатель первой квалификационной категории Иванова Алиса Игоревна показала образовательную деятельность с детьми средней группы по теме «Управление Вертуном».
Таким образом, детский сад делает первые шаги в мире программирования. Мы знакомим детей с программированием, составлением алгоритмических действий, с помощью программы развиваем ориентировку в пространстве, логическое мышление, воображение, память и учиться работать в команде.
Программа семинара «Профессиональный визит»
Презентация об опыте работы по программе «ПиктоМир»
Настольная игра для детей старшего дошкольного возраста «Большой ремонт»
Настольная игра для детей старшего дошкольного возраста «Веселые гномы»
Настольная игра для детей старшего дошкольного возраста «Умный робот»
22 октября 2021 года в детском саду состоялся «Профессиональный визит»
В рамках единого городского методического дня в детском саду прошёл профессиональный визит по теме сетевой инновационной площадки «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» и региональной инновационной площадки по теме «Стажировочная площадка по сопровождению и реализации ФГОС ДО». Мероприятие посетили педагоги дошкольных учреждений города Челябинска.
Презентация о внедрении «ПиктоМир» в работу «МАДОУ ДС № 453 г. Челябинска»
Итоговый отчет о деятельности федеральной сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме: «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» в 2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
С марта 2021 года детский сад включен в состав сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
Приказ «О внесении дополнений к приказу от 18.11. 2020 № П-188 «Об утверждении инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
Приложение к Приказу
МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» принял в 2020 году участие в мониторинге качества дошкольного образования для детей от 0 до 3 лет.
Приказ «О создании стажировочных площадок по сопровождению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ МКДО
- 5-7 февраля 2019 года на базе МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» прошла XVIII Всероссийская стажировка и конференция для педагогов дошкольных учреждений «Способы становления у дошкольников основ критического мышления средствами ОТСМ — ТРИЗ — РТВ»
- 23-25 марта 2016 г. на базе МАДОУ «ДС №453 г. Челябинска» состоялись курсы для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
- 10-11 ноября 2015г. заведующий МАДОУ №453 Матюшина И.Ю. посетила Приморский форум образовательных инициатив — 2015 г., который состоялся в городе Владивостоке.
- Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании» г. Екатеринбург. 31 октября 2016г.
Заведующий МАДОУ №453 Матюшина И.Ю. посетила Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании» г. Екатеринбург, где состоялся 8 часовой семинар «Технологические карты пошагового внедрения в работу ДОУ игр и тренингов системы ТРИЗ» - Министерство образования и науки Ульяновской области. Международный проект «Jonathan Livingston». «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области». Общественная организация «Волга — ТРИЗ» Международной ассоциации ТРИЗ.
Благодарственное письмо. (за многолетнюю экспериментальную деятельность и качественное проведение исследований по разработке и внедрению современных интеллектуально-творческих технологий в практику дошкольного образования») - Сертификат-ТРИЗ
- Членский билет-ТРИЗ
Наш детский сад включился в реализацию областного проекта «ТЕМП»
Работа в МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» в рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» – «Технопарк» по направлению «Юный исследователь».
Цель программы: создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Способствовать освоению детьми дошкольного возраста различных видов опытно-экспериментальной деятельности
- Развивать познавательный интерес к миру природы и миру человека, понимание взаимосвязей в природе и место человека в ней.
Актуальность проекта: период от рождения до школы является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка человеком. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека
В Челябинской области разработан новый образовательный проект «ТЕМП», направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона. Системная работа в этом направлении позволит решать задачи, обозначенные в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года.
В Министерстве образования и науки Челябинской области проект «ТЕМП» схематично представляют как: «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования».
В проекте выделены четыре организационно-управленческих блока:
- Т — требования времени;
- Е – единство целей и задач;
- М – мотивация и стимулирование;
- П – пути решения и приоритеты деятельности.
Официально о проекте…
Цель проекта – достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур. Обеспечение нового качества образования для создания кадрового ресурса экономики региона.
«Челябинская область — промышленный регион, поэтому здесь всегда будут нужны инженерные кадры: и в металлургии, и в машиностроении, и в других отраслях. А значит, нам необходимы люди, которые бы хорошо разбирались в естественных дисциплинах — физике, химии, биологии, необходимых для развития наукоемких отраслей, во всех видах технологии и в основе всего — математике. Проект „ТЕМП» станет одним из тех новых импульсов, которые необходимы для развития системы образования. Мы четко понимаем, что качество образования и его доступность напрямую зависят от того, что диктует нам рынок, реальный сектор экономики. Иначе говоря, мы должны выпустить из школы конкурентоспособного ученика, который мог бы продолжить обучение дальше и в конечном счете выбрать профессию, удовлетворяющую его личностные запросы и востребованную рынком труда».
Задачи образовательного проекта «ТЕМП»:
- Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области.
- Создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования.
- Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования.
- 4. Формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования.
Документы проекта «ТЕМП»:
- Концепция образовательного проекта «ТЕМП: масштаб – город Челябинск»
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации
- Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
- Приказ № 183-у от 13.02.2017 «О создании образовательного технопарка»
- Программа технопарка «Твори, выдумывай, пробуй»
- Модель образовательного технопарка
- Программа развития образовательного технопарка для детей дошкольного возраста
Наш детский сад является региональной стажировочной площадкой по направлению «Сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования»
Паспорт стажировочной площадки по направлению «Сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования»
Наименование стажировочной площадки Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение детский сад № 453 г. Челябинска. | «Содержание и организация образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
Задачи: | — анализ нормативно-правовых, информационно-методических и кадровых условий реализации ФГОС в МАДОУ № 453 г. Челябинска;
— изучение инновационных моделей педагогической деятельности педагога в ДОО, реализующей ФГОС ДО; — проектирование вариативных моделей организации образовательного процесса на основе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей; — освоение теоретических знаний и практических умений педагогов, обеспечивающих повышение качества образовательной деятельности в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; — совершенствование профессиональных умений воспитателей в организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. |
Документы:
- Закон об образовании
- Концепция ФЦП 2011-2015 годы
- План разработки ФГОС ДО
- Приказ № 1155 от 17.10.2013 СТАНДАРТ
- Приказ МОиН Челябинской области по внедрению ФГОС
- Об организации работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях города Челябинска, реализующих программы дошкольного образования
Методическая копилка:
- Модель ОП
- Технологический подход в образовании
- Консультации
- Мастер-Классы
- Саморазвитие личности
- Совместная партнёрская деятельность
- Учить творчеству в игре
- Взаимодействие с семьёй
- Развитие познавательного интереса
- Схема анализа занятия
Инновационная работа в детском саду
Цель: Создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов общей теории сильного мышления (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления и речи дошкольников.
1. Детский сад № 453 ведёт экспериментально-исследовательскую работу в рамках Международного проекта «Джонатана Ливингстона» по теме: «Развитие мышления и речи детей дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».
2. Детский сад № 453 является действительным членом общественной организацию «Волга – ТРИЗ» Международной ассоциации ТРИЗ.